среда, 13 апреля 2011 г.

Венецианская школа. Джованни Габриели.




Венецианская творческая школа, по-своему подытожившая художественные достижения Ренессанса в обстановке контрреформации пошла по другому пути развития и преодоления фламандских творческих традиций. Пышная театрально-яркая церковная музыка (Андреа и Джованни Габриели), мадригальный стиль (Дж. Габриели), новые инструментальные жанры (Меруло), вопросы исполнительства (Дирута), проблемы музыкальной науки (Дж. Царлино) – все было близко ей. В Венеции у истоков творческой школы стоял фламандец Адриан Вилларт, а сами венецианцы держали живую связь с представителями других школ и направлений (О. Лассо, Джезуальдо).


Удельный вес крупных церковных форм в их творчестве был еще очень велик, и все они – композиторы и исполнители – были связаны с церковью.

Церковная музыка развивалась здесь, в Венеции, в своеобразной обстановке, в условиях богатого, пышного, вольного города с его открытой уличной жизнью.

Венецианская творческая школа сложилась иначе, чем римская. Ее церковная музыка восприняла и развила многие черты светского мадригального искусства. Венецианские мастера придают церковной музыке особую пышность, монументальность, создают произведения крупного плана. Занять место органиста или капельмейстера в соборе св. Марка мог только прославленный музыкант, кандидатура которого тщательно обсуждалась городскими властями.

Расцвет Венецианской творческой школы был подготовлен большой работой Адриана Вилларта в Венеции (с 1527 г.). Он принес с собой крепкие фламандские традиции, но сумел переработать их в новой обстановке. Создавая хоровые полифонические произведения для собора св. Марка, Вилларт воспользовался обычаем венецианского антифонного пения и укрепил этот обычай, предназначив свою музыку для исполнения «раздельными» хорами («cori spezzati»). С тех пор концертное сопоставление различных хоровых месс, различных тембров стало одним из сильнейших красочно-динамических приемов венецианской школы. Вилларт писал не только мессы и мотеты, но и мадригалы, французские песни, вилланеллы, органные пьесы. Среди учеников Вилларта выделяются как мадригалисты (Вичентино, Киприан Ван Роре), так и органисты и авторы церковных хоровых произведений. Учениками Вилларта были Андреа Габриели и Джозеффо Царлино.

Андреа Габриели и его племянник Джованни Габриели, оба родились в Венеции, стали крупнейшими представителями венецианской творческой школы. А. Габриели особенно выдвинулся после смерти Вилларта, он занял должность органиста в соборе святого Марка. Помимо крупных сочинений для церкви, Габриели выпустил ряд сборников мадригалов. Уже при А. Габриели в исполнении хоровых произведений в соборе принимали участие и инструменты.

А.Габриели стоит в ряду крупнейших полифонистов XVI века, проясняющих хоровой полифонический стиль.

Джованни Габриели идет далее и придает своим хоровым произведениям новый художественный смысл, рассматривая их как вокально-инструментальные ансамбли. Ему принадлежит множество чисто инструментальных произведений. Со времен Дж. Габриели венецианская школа занимает прочное место в истории инструментальной музыки.

Венецианцы свободно соединяют хор и инструментальные звучности. Инструментальный ансамбль то удваивает хоровые партии, то выступает самостоятельно. Это сильный громкозвучный ансамбль, привычный на венецианских уличных празднествах. В него входят тромбоны, тубы, корнеты, скрипки. Вступление к хорам предвещает оперную «интродукцию». Виртуозное концертное solo часто противопоставляется мощной звучности всего 6-8-12-16голосного хорового ансамбля. Нередко произведение пишется для 2х, 3х хоров, причем различного состава. Хоры Дж. Габриели легко делятся на короткие, сильные, каденционно-законченные фразы; не один голос противопоставляется другому, а одна хоровая группа – другой. Это принцип крупных красочных пятен, широкого живописного плана.

В «Священные симфонии» Дж. Габриели вводит до 17-ти инструментальных партий.

Источник: Ливанова Т.История западноевропейской музыки до 1789 года, М.,1949г....подробнее на    http://istoriyamuziki.narod.ru/venecianskaya-shkola.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий